Почему текут подземные паркинги.
Проектирование, монтаж и эксплуатация кровли подземных паркингов и стилобатов.

Протечки кровли подземных паркингов — огромная существующая проблема. Большое количество подземных паркингов текут уже в первый год эксплуатации после сдачи объекта. Это приводит к разрушению несущих конструкций паркинга, повреждению отделки, страдают припаркованные автомобили и собственники парковочных мест. На управляющие компании поступают жалобы и судебные иски.

Очевидно, что на действующем паркинге поиск мест протечек и полноценный, качественный ремонт затруднен или невозможен, т.к. сверху уже выполнено благоустройство территории: произведена отсыпка грунтом, смонтированы детские и спортивные площадки, выполнено озеленение, организованы зоны проезда автотранспорта и пешеходные дорожки. В этом случае полноценный ремонт возможен только при полном демонтаже всех слоев благоустройства для доступа к гидроизоляционному слою, проведения ревизии и выполнение ремонта гидроизоляции. Решать такую проблему очень затратно, поскольку требуется большой объём работ. В ряде случаев, ремонт кровли или стен фундамента на подземных паркингах выполняется изнутри методом устройства проникающей обмазочной гидроизоляции или выполняется дорогостоящее инъектирование бетона в местах протечек. Зачастую борьба с протечками ведется «кустарными и малобюджетными способами», такими как устройство самодельных подвесных желобов для отвода воды и т. д. Считаем, что все перечисленные методы ремонта «изнутри» являются временными и протечки появляются снова и снова.

Устройство самодельного подвесного желоба из профлиста, для отвода от мест парковки автомобилей воды, попадающей через деформационный шов кровли паркинга.

Ниже перечислены основные дефекты и характерные повреждения конструкций подземного паркинга, вызванные протечками:

  • Активная течь воды внутрь паркинга;
  • Конденсат на внутренней поверхности стен и потолков;
  • Сырость, повышенная влажность;
  • Подтеки воды, появление грибков, плесени и высолов;
  • Разрушения несущего каркаса: колонн, стен, балок, перекрытий; активная коррозия арматуры;
  • Ослабление ограждающих конструкций паркинга, монолитных стен, бетонных блоков;
  • Повреждение электропроводки и коммуникаций;
  • Повреждение внутренней отделки: разрушение штукатурки и покраски стен;
  • Разрушение полов, рампы и стяжки паркинга;
  • Повреждение разметки;
  • Коррозия и другие повреждение автомобилей, находящихся на парковке.

Следы протечек воды, разрушение бетонного слоя стен и образование ржавчины на вертикальной поверхности стен подземного паркинга.

При проектировании и строительстве подземных паркингов необходимо учитывать основное правило — «болезнь» легче «предотвратить», чем «лечить». Важно помнить, что ремонт поврежденной гидроизоляции — является более затратным, чем монтаж надежной системы гидроизоляции и дренажа во время строительства.

Подземный паркинг является сложным техническим сооружением. Негативное и агрессивное влияние внешних факторов определяет повышенные требования к конструктивным элементам. Повышенная влажность воздуха внутри паркинга, нагрузки от автомобильного транспорта и грунта, а также воздействие грунтовых вод может вызвать не только появление протечек, но и разрушить несущие конструкции и привести к аварийному состоянию.

Отвод воды с кровли и от фундамента подземного паркинга заключается в обеспечении надежной герметичности паркинга со всех сторон с устройством достаточного дренажа с учетом гидрогеологических условий места строительства. Это касается фундаментной плиты, вертикальных стен и перекрытия паркинга (кровли).

Для предотвращения протечек кровли подземного паркинга необходимо исключить ошибки на всех этапах реализации объекта: проектирование, строительство и эксплуатация.

Разрушение отделки и бетонного слоя несущих конструкций в месте протечки кровли подземного паркинга.

Проектирование

Как правило ошибки на стадии проектирования происходят при выборе проектировщиком технического решения по гидроизоляции и дренажной системе. Отсутствие в проекте детализированных узлов и указаний по монтажу материалов может обернуться серьезными проблемами в дальнейшем при выполнении строительных работ.

Основные принципы проектирования должны быть построены на строгом соблюдении нормативных регламентов и на правильном выборе технического решения. Грамотный выбор используемой гидроизоляции и организация качественного дренажа должны обеспечивать долгосрочную безремонтную эксплуатацию паркинга и стабильно выдерживать давление грунтовых вод, а также эксплуатационные нагрузки. Необходимо, чтобы проектировщик являлся экспертом в области проектирования эксплуатируемых кровель: стилобатов и подземных паркингов.

Техническое решение и тип гидроизоляции подбирается проектировщиком в зависимости от режимов эксплуатации объекта и региона строительства.

Перечислим основные виды гидроизоляции подземных сооружений:

  • Наплавляемая битумная гидроизоляция, в один или два слоя;
  • Гидроизоляция из мембраны (ПВХ, ТПО, ЭПДМ) однослойная или двухслойная система;
  • Обмазочная гидроизоляция;
  • Напыляемая гидроизоляция;
  • Различные добавки в бетон в сочетании с гидрошпонками и набухающими элементами.

Каждый из указанных типов гидроизоляции имеет преимущества и недостатки, и подбирается проектировщиком в зависимости от решаемой задачи и типа подземного сооружения.

Выбор грамотного проектного решения и разработка детализированной рабочей документации обеспечивает надежность, эффективность и безопасность эксплуатации подземных паркингов на долгие годы.

Наиболее проблемными местами в конструкции паркинга, на которые необходимо обращать особое внимание при проектировании и при выполнении строительно-монтажных работ, являются:

  • Деформационные швы, как правило первые протечки начинаются через них;
  • Холодные швы и стыки при бетонировании конструкции;
  • Вводы (выводы) инженерных коммуникационных систем через стены и перекрытие;
  • Недостаточный или отсутствующий дренаж на кровле;
  • Значение уклона кровли паркинга и материал уклонообразующего слоя;
  • Толщина утепления кровли и стен паркинга, тип утеплителя;
  • Места крепления конструкций благоустройства на поверхности кровли: спортивные площадки, бордюрный камень и прочее;
  • Места установки водосточных воронок и конструкция водосточной воронки;
  • Озелененные участки кровли (зеленые кровли), подбор защитных и дренажных элементов.

Разрушение отделки потолка в местах протечки плиты перекрытия подземного паркинга.

Строительство

Огромное количество нарушений технологии монтажа материала происходит на стадии выполнения монтажных работ. Строительные компании, выполняющие работы по устройству кровли паркингов, должны иметь необходимый штат профессиональных инженеров и квалифицированных сотрудников рабочих профессий.

В процессе строительно-монтажных работ по гидроизоляции подземного паркинга необходимо особое внимание уделять следующим моментам:

  • Обеспечить контроль качества производства работ;
  • Соблюдать проектные решения и технологию производства работ на всех этапах строительства, учитывая погодные условия и других факторы;
  • В процессе производства работ, особое внимание уделять наиболее проблемным местам, указанным выше (деформационные швы, проходы коммуникаций, дренаж, и т. д.);
  • Соблюдать требования нормативной документации и рекомендации производителей;
  • Необходимо обеспечить защитные мероприятия для сохранности выполненных работ по гидроизоляции в процессе выполнения смежных работ;
  • Выполнять обратную засыпку котлована с использованием защитных мероприятий исключив повреждения гидроизоляционных и дренажных материалов.

Негативным фактором является желание застройщика сэкономить и выполнить подземную гидроизоляцию как можно дешевле, применив ненадежные технические решения (отступая от проекта). Как правило это происходит на этапе тендера по выбору подрядной организации и касается: замены гидроизоляционных и дренирующих материалов на более дешевые аналоги.

Выбор наиболее дешевого подрядчика для проведения работ также влияет на качество выполнения комплекса работ по гидроизоляции кровли, стен и фундамента подземного паркинга. В качестве подрядных организаций необходимо выбирать специалистов в этой области, имеющих соответствующие допуски и опыт проведения подобных работ. Необходимо исключить «шабашников» с целью экономии бюджета.
Эксплуатация

Введенный в эксплуатацию подземный паркинг требует правильного обслуживания и содержания. Необходимо соблюдать простые правила:

  • Осматривать подземный паркинг снаружи и внутри с целью выявления возможных повреждений;
  • Выполнять своевременное профилактическое обслуживание и необходимый ремонт;
  • В процессе эксплуатации чаще всего проблемы возникают из-за механического повреждения внешнего слоя гидроизоляции (разрушение наружной гидроизоляции) при устройстве новых коммуникаций и крепления малых архитектурных форм на покрытии паркинга;
  • В случае естественного износа гидроизоляции и дренажа, особенно это касается деформационных швов и кровель необходимо подбирать правильное техническое решение для проведения ремонтных работ;
  • Необходимо разработать инструкцию и правила эксплуатации подземного паркинга и требовать ее исполнения;
  • Необходимо сохранять проект, чертежи и узлы на все время эксплуатации паркинга. Это необходимо для подбора оптимальных решений для восстановительного ремонта;
  • Ремонт проблемных мест и устранение протечек необходимо выполнять в соответствие с технологией, которая поможет устранить проблему.
Вывод

Проектирование кровельной конструкции подземных паркингов должно учитывать мероприятия, повышающие надежность кровли подземных сооружений. Современные технологии позволяют осуществлять контроль целостности гидроизоляционного покрытия на стадии строительства, а также выполнять ремонт поврежденных участков в процессе эксплуатации паркингов и стилобатов.

Производство строительно-монтажных работ должно осуществляться только квалифицированным подрядчиком с предоставлением долгосрочной гарантии. Мы рекомендуем требовать с подрядчика обоснованный гарантийный срок по гидроизоляции подземных паркингов не менее 10 лет.

Эксплуатация подземного паркинга должна выполняться обученным и проинструктированным персоналом. Необходимо выполнять своевременное профилактическое обслуживание и необходимый ремонт кровельной конструкции.
Проектируйте и стройте кровли правильно.

Проектное бюро БВ КОНТУР
Богатикова Софья Сергеевна
https://www.bvcontour.ru/